Среда, 21.02.2018, 18:24 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость






        Официальный сайт
учителя физической культуры -

        Шадриной
 Дианы Феодосевны




Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Не для рекордов, а ради здоровья

Не для рекордов, а ради здоровья


Медицинские аспекты детского спорта
      
      Ведущим показателем здоровья ребенка является его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, включая и социальные условия. Адаптационные возможности растущего организма формируются прежде всего в процессе рационального физического воспитания. Конечно, в любом возрасте можно нивелировать гипокинезию и ликвидировать ее отрицательные последствия, но начинать занятия физической культурой следует как можно раньше.
      
      С грудного возраста
      Незаменимость и необходимость двигательной активности для жизнедеятельности ребенка не вызывают сомнений, но при этом важно помнить о том, что существует ее оптимум для каждого возраста. Двигательная активность ниже оптимума ведет к задержке роста и развития, а также к снижению рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма, а выраженная гипокинезия - к изменениям, которые относятся к предпатологическим и патологическим состояниям. В то же время чрезмерная подвижность (спортивная гиперкинезия) может приводить к возникновению специфического комплекса функциональных нарушений и клинических изменений, в первую очередь со стороны центральной нервной системы, нейрорегуляторного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной систем, что требует прекращения спортивных тренировок и оказания серьезной медицинской помощи.
      
      Уже в грудном возрасте необходимо регулярное применение важных элементов физического воспитания детей - гимнастики и массажа. Это способствует укреплению здоровья, положительно влияет на общее развитие детей, сроки появления и качества двигательных навыков, состояние эмоционального тонуса и функциональные возможности отдельных органов и систем.
      
      Систематическая тренировка в детском возрасте приводит к значительному повышению энергетических ресурсов организма, чему способствует взаимосвязанная морфологическая и функциональная перестройка подсистем, ответственных за кислородное обеспечение.
      
      Как показали сотрудники НЦЗД РАМН, наилучшие результаты в саморазвитии и самосовершенствовании наблюдаются у тех школьников, с которыми родители регулярно занимались физической культурой в грудном и дошкольном возрасте.
      
      В последнее десятилетие во всем мире отмечается резкое омоложение занимающихся спортом. Одновременно с этим значительно возросли объемы и интенсивность тренировочных нагрузок.
      
      Возрастные нормы начала занятий
      Существует некая константа, постоянная величина различного стажа тренировки в разных видах спорта, обусловленная биологическими законами развития двигательных качеств человека в онтогенезе, различными сроками специализации и возрастными диапазонами максимальных достижений в разных видах физических упражнений.
      
      Для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий - 7-9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и парусного спорта - 9-11 лет; для борьбы, водного пола, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея - 10-11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ - 11-12 лет; для велосипедного спорта, бокса - 12-13 лет. Специализация (учебно-тренировочные занятия) начинается после начальной подготовки с 8 до 15 лет в зависимости от вида спорта. Самая ранняя специализация - в плавании (с 8 лет), гимнастике, теннисе, фигурном катании (с 9 лет), самая поздняя - в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике (с 14 лет).
      
      Противопоказания
      Существует перечень заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом. Это острые и хронические заболевания в стадии обострения, особенности физического развития (например, выраженная деформация грудной клетки, затрудняющая функционирование органов грудной полости, укорочение одной нижней конечности более чем на 3 см, даже при полноценной походке). При нервно-психических заболеваниях и травмах центральной и периферической нервной системы выделяют эпилепсию, умственную отсталость, органические заболевания центральной нервной системы и др. Однако при редких обмороках рекомендуется углубленное исследование и противопоказаны не все виды спорта, а только единоборства, сложнокоординационные, травмоопасные и водные. После перенесенных травм головного и спинного мозга спортсмены могут быть допущены к занятиям не ранее чем через 12 месяцев после полного излечения при инструментально подтвержденном отсутствии признаков поражения центральной нервной системы.
      
      Не допускаются к занятиям спортом и дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (врожденные и приобретенные пороки сердца, ревматизм, кардиомиопатии, органические нарушения ритма сердца и проводимости, пролапс клапанов 2-й степени и выше, и др.). Особо следует обратить внимание на пролапс 1-й степени. Не следует отдавать страдающих им детей в скоростные и силовые виды спорта (особенно штанга) и связанные с возможным травмированием грудной клетки (бокс и борьба). Противопоказаниями для занятий спортом являются регургитация, миксоматозная дегенерация клапанов, синусовая аритмия, редкие единичные экстрасистолы функционального характера, АВ-блокада 1-й степени, синдром ранней реполяризации желудочков.
      
      Не рекомендуются занятия спортом при хронических неспецифических заболеваниях легких и плевры. Дети, страдающие бронхиальной астмой, допускаются к занятиям, если оксигенация во время тестирования с постепенно возрастающей нагрузкой остается удовлетворительной. При этом не рекомендуются зимние виды спорта, виды, направленные на развитие выносливости, а также если занятия проходят в залах, с использованием талька, канифоли.
      
      Среди других заболеваний внутренних органов, которые являются противопоказанием к занятиям спорта, следует выделить язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические заболевания печени и почек, системные заболевания соединительной ткани, системные васкулиты и др.
      
      Современная популяция детей в 90% случаев имеет те или иные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Не допускаются к занятиям спортом дети с выраженными нарушениями положения позвоночника в сагиттальной плоскости (кифоз рахитический, болезнь Шейерманна - Мау, болезнь Кальве, сколиотическая болезнь, явления выраженной нестабильности позвонков).
      
      Однако детям с нефиксированными искривлениями позвоночника во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка) и начальными признаками межпозвонкового остеохондроза с бессимптомным течением занятия симметричными видами спорта не противопоказаны. При плоскостопии 1-й степени и 2-й степени без артроза в таранно-ладьевидных сочленениях дети могут быть допущены к занятиям спортом. Плоскостопие и другие деформации стопы со значительными и умеренными нарушениями функций являются противопоказанием.
      
      Достаточно часто у детей выявляется нестабильность шейных позвонков, сопровождающаяся головной болью мышечного напряжения. При данной патологии запрещены занятия видами спорта, в которых есть контакт (столкновение) или ограниченный контакт (удар), - бокс, хоккей, борьба, баскетбол, прыжки в воду и др. При плавании запрещены баттерфляй, брасс, старт прыжком.
      
      Кроме того, часто у детей выявляется соединительнотканная дисплазия. Если это проявляется в виде функциональных изменений желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчевыводящих путей) и сердечно-сосудистой системы (фальшхорда, пролапс клапана без регургитации), то следует рекомендовать виды спорта, направленные на развитие гибкости, - художественная гимнастика, спортивные танцы. Не следует заниматься асимметричными видами спорта - хоккей, большой теннис, баскетбол, единоборства и силовые виды.
      
      Отбор детей для занятий
      Разработано много тестов и упражнений, по которым можно оценить способность ребенка к конкретному виду спорта. Так, самым важным физическим качеством для плавания на длинные дистанции является выносливость, а затем уже мышечная сила, телосложение, гибкость, тогда как в боксе значение имеют мышечная сила, скорость. В стрельбе из лука важна координация, в прыжках в воду - не только координация, но и телосложение, гибкость и вестибулярная устойчивость. Морфологические и антропометрические показатели также влияют на результат в определенном виде спорта.
      
      В качестве критериев успешной соревновательной деятельности оцениваются многие физиологические параметры. К ним относятся в первую очередь максимальное потребление кислорода (предел возможного увеличения потребления кислорода при возрастании интенсивности мышечной работы), число сердечных сокращений при физических нагрузках разной мощности, жизненная емкость легких и др.
      
      В настоящее время спортивная психология еще не стала неотъемлемой частью процесса подготовки спортсменов. Большинство тренеров и спортсменов пытаются решать свои психологические проблемы, основываясь в большей степени на жизненном опыте, без учета психологических закономерностей спортивной деятельности. И, как показала практика, это им удается достаточно редко.
      
      Современная спортивная психология - это прежде всего психология, обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте, способной к анализу и готовой самой решать проблемы. Важнейшим направлением в спортивной психологии будет внедрение ее методов и средств в практику работы с юными спортсменами.
      
      Даже те немногочисленные исследования, проведенные с участием юных спортсменов, убедительно показывают, что именно в детском и юношеском возрасте формируются психологические качества, которые в дальнейшем способствуют или, наоборот, мешают спортсмену реализовать свой потенциал. Формируемые в детском и юношеском возрасте качества, такие как эго-направленность, лично-престижная мотивация, формируют тревожную, конфликтную, нестабильную личность юного спортсмена, что не способствует успешным выступлениям на соревнованиях в будущем. Более того, это нередко оказывает негативное влияние и на его постспортивную жизнь.
      
      Необходимо проводить психологический мониторинг юных спортсменов с включением двух групп личностных тестов. Первая группа тестов дает возможность изучения и оценки генетически детерминированных и более устойчивых психических качеств, определяющих формирование личностных особенностей человека (конституциональные тесты). Например, к ним относятся тест Айзенка для оценки полярных свойств личности (экстраверсии - интраверсии), тест Личко (определение акцентуации характера подростка) - крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Определяются различные психологические типы: гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный.
      
      Вторая группа тестов дает возможность оценить психическое состояние в данный момент (ситуационные тесты). Тест САН (самочувствие, активность, настроение) используется для оценки психического состояния и утомления. Тест Спилбергера позволяет достаточно объективно оценить психическое состояние спортсмена по двум характеристикам: уровню личностной тревожности, обусловленному преимущественно врожденными свойствами, и уровню психической тревожности в данный момент, обусловленному воздействием окружающей среды и режимом тренировочного процесса.
      
      Изучение особенностей динамики психического состояния у спортсменов с различными личностными характеристиками может быть использовано тренерами и спортивными врачами для психодиагностики личности и психических состояний спортсменов, позволяющей выявлять их сильные и слабые стороны, дать прогноз эффективности их будущей деятельности в условиях тренировок и соревнований. Благодаря этому можно вносить необходимые коррективы в процесс их подготовки.
      
      Учет возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей
      Периоды детского возраста: новорожденность - 1-й месяц жизни, грудной возраст - 1-й год жизни, ранний детский возраст - от 1 года до 2,5-3 лет, дошкольный - от 3 до 6-7 лет, младший школьный возраст - от 7 до 12-13 лет, старший школьный возраст от 13 до 17-18 лет. В педагогической и спортивной практике принята иная возрастная периодизация: до 3 лет - ранний детский возраст, 4-6 лет - дошкольный, 7-10 лет - младший школьный, 11-14 лет - средний, с 15 лет - старший.
      
      В раннем и дошкольном возрасте основной формой развития является игра, посредством которой ребенок усваивает необходимые и доступные ему трудовые навыки. С детьми младшего школьного возраста в процессе занятий спортом необходимо учитывать особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ноги могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процесс окостенения еще не закончился, могут привести к плоскостопию. В этом возрасте можно широко использовать упражнения для развития силы, связанные с преодолением собственного веса тела в наклонном и вертикальном положениях, а также упражнения, специально направленные на укрепление мышц-разгибателей.
      
      У подростков по сравнению с младшими школьниками меняются качественные и количественные показатели реакции организма на стандартные и напряженные физические нагрузки. В период полового созревания повышается способность к выполнению как интенсивных кратковременных нагрузок, так и длительной работы большой интенсивности. Однако надо помнить о своеобразии подросткового возраста, заключающемся в относительной слабости клеток коры головного мозга, несовершенстве нервной и гуморальной регуляции, лабильности и неустойчивости вегетативной нервной системы, дисгармонии в темпах роста сердца, сосудов и тела. Организм детей среднего школьного возраста крайне неустойчив и подвержен заболеваниям, срывам. Поэтому во время занятий спортом следует осуществлять строгий врачебный контроль за объемом и интенсивностью нагрузок, чтобы не допустить переутомления и перенапряжения организма подростка.
      
      Чуткий, щадящий подход необходим особенно в те периоды, когда к растущему и формирующемуся организму предъявляются повышенные требования, например во время усиленной умственной работы, экзаменов, участия в спортивных соревнованиях. Вместе с тем следует помнить, что рационально построенная тренировка способствует преодолению временных противоречий и затруднений подросткового возраста, а гипокинезия усугубляет их. В старшем возрасте повышается работоспособность, более экономичными становятся кислородные режимы организма при физических нагрузках, увеличивается возможность выполнять длительную работу. Наиболее заметно повышение выносливости к работе большой и умеренной интенсивности. У детей старшего школьного возраста барьерные функции крови развиты слабее, чем у взрослых, продукция антител и факторов неспецифического иммунитета еще недостаточна. Поэтому сопротивляемость организма различным факторам внешней среды понижена, иммунологические, адаптационные механизмы несовершенны. Это диктует необходимость проведения специальных мероприятий закаливающего характера, применение препаратов метаболического действия, так как большие по объему нагрузки могут при неблагоприятных условиях привести к снижению сопротивляемости организма.
      
      Берегите девочек
      На фоне значительного ухудшения в последние годы здоровья, физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения нашей страны особую тревогу вызывает состояние здоровья, в том числе и репродуктивного девочек и девушек. Возросла заболеваемость половой сферы у женщин и, что особенно печально, у девочек и девушек. Значительное место в этом занимает гиперандрогения - состояние, обусловленное изменением секреции и метаболизма андрогенов в женском организме.
      
      У спортсменок патология детородной функции регистрируется еще чаще, чем в популяции в целом. У них чаще отмечаются значительные осложнения беременности (бесплодие, невынашивание) и родов (преждевременные или запоздалые роды, преждевременное отхождение околоплодных вод, слабость родовой деятельности).
      
      Взгляды на причины этого явления различны. Одни авторы связывают его с большими физическими и психоэмоциональными нагрузками в современном спорте, которые вызывают в женском организме подъем надпочечниковых андрогенов. Последние, по их мнению, и формируют у спортсменок выявляемую репродуктивную патологию. Другие связывают рост заболеваний половой системы у спортсменок с жестким отбором и концентрацией во многих видах спорта женщин атлетического (т.е. мужского) морфотипа или отсутствием правильного распределения тренировочных нагрузок в зависимости от биологических ритмов женского организма. Последнее особенно опасно в подростковом возрасте, когда на фоне выраженной лабильности функционирования эндокринной и других жизнеобеспечивающих систем организма резко повышаются объемы и интенсивность спортивных нагрузок. Известно, что к наиболее ранимым относятся те функции и системы, которые в момент влияния отклоняющих факторов находятся в периоде становления. У девочек-подростков такой системой в первую очередь является гипоталамо-гипофизарно-гонадо-надпочечниковый комплекс.
      
      В пубертатном периоде существенное влияние на становление эндокринной функции юных спортсменок оказывают физические нагрузки с большим объемом и высокой интенсивностью, возраст начала систематических тренировок, их продолжительность и распределение в менструальном цикле.
      
      Систематические спортивные нагрузки, независимо от направленности тренировочного процесса, оказывают ретардирующее влияние на формирование цикличности функционирования организма юных спортсменок за счет повышенной следовой активности коры надпочечников (кортизол и прогестерон), торможения продукции гонадотропинов, гипоэстрогении, что приводит к задержке на 2-3 года образования корреляционных отношений между гормонами и снижению формирования качественных характеристик функционального состояния обеспечивающих систем организма.
      
      Темпы биологического развития юных спортсменок зависят от инфекционного индекса, адекватности физических нагрузок функционального состояния организма, количества жировой массы тела, возраста начала занятий спортом. Чем больше спортивный стаж к среднему возрасту менархе, тем выраженнее у спортсменок тенденция к его отставанию по отношению к должному.
      
      Формирование морфологических параметров тела юных спортсменок, помимо генетического влияния, связано с гормональной дисфункцией, характеризуется удлинением нижних конечностей, замедлением развитием костных размеров таза, увеличением отношения межакромиального диаметра к трохантериальному размеру таза, низкой жировой массой тела.
      
      В то же время многие девочки-спортсменки характеризуются нарушением становления гормонального пола: высокая частота репродуктивной патологии (в препубертатный период - раннее адренархе в пубертатный период - инвертированный пубертат, задержка полового развития, нарушение менструальной функции, гирсутизм).
      
      По нашим данным, выявляемые у девочек и девушек, занимающихся спортом, нарушения в физическом и половом развитии являются клиническим проявлением гиперандрогении. Это связано не с занятиями спортом, а является следствием концентрации женщин атлетического морфотипа, отвечающих потребностям современной спортивной практики. Подтверждением врожденного генеза гиперандрогении у спортсменок служит значительная распространенность ее клинических признаков у их матерей и женщин в родословной (гирсутизм, бесплодие, невынашивание беременности, частые выкидыши, преждевременные роды, слабость родовой деятельности, пре- и эклампсия), а также изменения дерматоглифических показателей в сторону мужского рисунка у спортсменок атлетического морфотипа.
      
      Отмеченное нами нарушение психосексуального развития (психологическая маскулинность, трансформация ролевого пола, поведения, ранняя реализация либидо, сексуальные девиации) происходит под влиянием повышенного содержания андрогенов и их влияния на головной мозг при его половой дифференцировке в пренатальном периоде, закрепляющемся в постнатальном развитии, с одной стороны, повышением андрогении в пубертате, а с другой - воспитанием девочек маскулинными матерями и тренерами.
      
      И наконец, учитывая полученные нами данные, при отборе девочек для занятий спортом необходимо учитывать факторы риска, увеличивающие возможность развития патологии репродуктивной функции и отклонений со стороны других обеспечивающих систем организма в фертильном возрасте. К ним следует отнести:
      
      наследственный фактор (рождение от матери с гиперандрогенией, нарушениями репродуктивной функции);
      
      перенесенные до начала занятий спортом болезни вирусной этиологии (особенно эпидемический паротит, ветряная оспа, краснуха), хронический тонзиллит, нейроинфекция, травмы черепа; следует определять инфекционный индекс: если количество перенесенных заболеваний 4 и более, риск развития патологии на фоне выполнения систематических нагрузок возрастает;
      
      отклонения уровня биологической зрелости от хронологического возраста более 2 лет в сторону ретардации или акселерации;
      
      наличие морфологических признаков дисбаланса стероидных гормонов (удлинение нижних конечностей, замедление развития костных размеров таза, увеличение отношения межакромиального диаметра к трохантериальному размеру таза;
      
      низкая жировая масса тела и психосоматическое развитие.
      
      * * *
      
      Итак, физическая культура жизненно необходима для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, формирования и повышения сопротивляемости их организма. Но отчетливо выраженный эффект отмечается лишь при условии адекватности физических нагрузок, объема и интенсивности, соответствия возрастным и индивидуальным анатомо-физиологическим особенностям и функциональным возможностям детей и подростков.
      
      Основная задача специалистов детской спортивной медицины, основываясь на знании возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей и уровня функциональных возможностей организма детей и подростков, оптимально использовать разнообразные средства и методы физической культуры и спорта для укрепления здоровья, улучшения физического развития и физической подготовленности, а также спортивного совершенствования детей и подростков.
      
      Сергей ПОЛЯКОВ, профессор.
      
      Ирина КОРНЕЕВА,
      
      кандидат медицинских наук, доцент.
      
      Научный центр здоровья детей РАМН.
Категория: Мои статьи | Добавил: Dianasport (16.01.2011)
Просмотров: 727 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поделись ссылкой
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0